Are You Active Or Passive?


Среднестатистический чиновник “пассивен” - он аккуратно и с удовольствием исполняет то, что ему “спустило” сверху руководство. Если, конечно, это не противоречит его собственным интересам. Хотя такое случается крайне редко: ведь “сверху” - такой же чиновник. Конечно же, “passive” не бессловесен: вышестоящие часто спрашивают его мнение - приятно ведь лишний раз убедиться, что ты опять, как всегда, прав. Силен, мудр и справедлив. Конечно, звуки, издаваемые “пассивными”, грешат однообразием, зато приятны для слуха, как ни крути: “ye, ye, ye-e-e-e”.

Но в последнее время появляется все больше “активных” экземпляров - их уже не устраивает роль заурядных поддакивателей. Они внимательно присматриваются к начальству и сами предлагают то, что последнее хотело бы услышать. Это уже высший пилотаж, поэтому чиновники, в совершенстве овладевшие искусством чтения мыслей (или хотя бы намеков) на расстоянии, сейчас в большой цене.

Порой наиболее рьяные “активисты” увлекаются и проявляют инициативу в вопросах, не имеющих к их служебным обязанностям ни малейшего отношения. Вроде как болит у них душа за всю Расею-матушку. “Ночью встану у окна и стою всю ночь без сна…”

Казалось бы, какое отношение Министерство образования и науки имеет к призывному возрасту? Ан нет, руководитель ведомства Андрей Фурсенко заявляет, что этот самый призывной возраст необходимо увеличить.

Спрашивается, какое дело Фурсенко до забот Министерства обороны? У самого ведь проблем выше крыши. Наоборот, с точки зрения нормального человека, цели у этих государственных структур должны быть прямо противоположны: у Минобороны - загнать побольше народу в армию, у Минобрнауки - оградить от оной талантливых студентов и ученых. Чтобы ненароком не настучали им там по светлым головам. А здесь такое редкое единодушие.

По идее, применительно к службе в армии Министерство образования и науки должно лоббировать совершенно другие законы - отсрочки от призыва между бакалавриатом и магистратурой, а также между выпуском и аспирантурой. Да и вообще, на кого, с точки зрения образования и науки, повлияет решение об увеличении призывного возраста? Для призыва выпускников, даже дважды-трижды второгодников, времени более чем достаточно. Может, чтобы закончившим аспирантуру наука медом не казалась? Видимо, г-н Фурсенко считает, что присутствие на соседних нарах свежеиспеченного кандидата наук будет оказывать на 18-летних пацанов большое воспитательное и облагораживающее действие.

А может, все гораздо проще? Решая проблемы оборонного ведомства, не нюхавший пороху министр образования и науки пытается замаскировать проблемы своего? Выражаясь военной терминологией, наносит отвлекающий удар?

Ведь ни для кого не секрет, что ситуация в Министерстве образования и науки близка к катастрофической - оба направления разваливаются прямо на глазах.

Против пресловутого ЕГЭ выступают абсолютно все - школьники, их родители, учителя, преподаватели ВУЗов. Это ведь надо еще додуматься до такой реформы, которая была бы невыгодна всем участникам процесса! Определенно, без нанотехнологий здесь не обошлось.

Не успели еще люди опомниться от этой инициативы, как на голову им обрушилась следующая - перевод школьного образования на самоокупаемость. Все, кто видят хотя бы чуть дальше собственного носа, понимают, что очень скоро за то, чтобы научиться выбирать пункты меню, придется еще и платить. Низкий поклон вам, господин Фурсенко!

Впрочем, это, конечно, обывательская точка зрения. Со стратегических вершин все выглядит гораздо более заманчивым. Появляются куда большие возможности управлять денежными потоками, которые, в отличие от водяных, а тем более воздушных, имеют странное свойство прилипать к рукам. Все это уже мы проходили много раз - как грибы после дождя, вылезают многочисленные фирмочки, возглавляемые, конечно же, чисто случайно, родственниками управленцев. Неплохой вклад в титаническую борьбу с коррупцией.

А что у нас творится на поприще науки? А то же самое - разруха. Которая, как говорил один профессор, происходит прежде всего в головах. Дошло уже до того, что в колыбели революций - Питере в мае этого года на митинг с требованиями убрать собственного министра вышли ученые РАН.

Что же должно произойти, чтобы не в меру активного руководителя Министерства образования и науки, деятельность которого вызывает единодушную (достаточно почитать записи в блогах и комментарии к статьям) негативную оценку граждан страны, отправили, наконец, в отставку?

18 июня 2010 г.


Комментариев нет: